последние новости
последние
новости
подарочный сертификат
подарочный
сертификат
ваши отзывы о багетной мастерской
ваши отзывы
о нас

Из истории рамы и живописи

«Картина и рама»… Часто ли мы произносим эти слова рядом? А «рама и картина»? Возможно, и того реже. Но дело, конечно, не только в словах. Слишком привычно для нас то, что живопись предстает перед нами в обрамлении – простом или богато изукрашенном, вызолоченном или отвечающем по цвету общему тону господствующего в картине колорита. Традиции восприятия картины в раме уходят в глубь столетий. На протяжении веков менялись формы рамы, но между живописью и ее обрамлением всегда существовала связь живая, творческая, обусловленная художественными обычаями и самим бытием искусства в обществе. Все это засвидетельствует неоспоримо даже небольшая прогулка в Третьяковскую галерею в Москве или в Русский музей в Санкт-Петербурге, где вы увидите нарядные рамы портретов XVIII века, простые обрамления живописи последователей Венецианова, усложненные формы рам на рубеже XIX – XX веков…
Любое изображение, созданное художником, за исключением только древних наскальных рисунков, имеет обрамление. Обрамление - необходимая и важная часть композиции, оно завершает ее, придает единство. Обрамление может находится на той же плоскости, на которой выполнена и сама живописная или графическая композиция. Оно же может быть создано специально как некая рельефная форма при помощи декоративных, скульптурных и архитектурных элементов. Чаще всего встречаются обрамления прямоугольной формы, реже - круглой и овальной.
Рама помогает выделить живописное произведение из окружающей среды как нечто особенное и достойное внимания, но вместе с тем и связывает его с окружением. Так, если стиль рамы совпадает с художественным обликом, строем и характером интерьера, где находится картина, это способствует цельности ансамбля. В зависимости от цвета, насыщенности декоративными и скульптурными деталями рама значительно влияет на общее впечатление от живописного образа. Все это и позволяет говорить о единстве картины и рамы, где обрамление выполняет, конечно, не главную, но весьма нужную функцию.

Эпоха Ренессанса и Возрождения

История искусства показывает, что отношения между картиной и рамой менялись, как менялся сам стиль искусства. Пути развития станковой живописи были сложными. Какой яркой вехой в ее истории стал переход от средних веков к Ренессансу! Наиболее существенным в нем явилось стремление уйти от застылости и отвлеченности иконного изображения, господствовавшего в средневековье. Примерно в XIV столетии рождается картина в современном смысле этого слова, а вместе с ней появляется и рама, одетая пока еще в кружево готической декорации.
Первые рамы не противопоставлялись полностью всему изображению и не отделялись от него; материалы обоих были сходны, условная позолота фона, например, древнерусской иконы или византийской переходила на обрамление, да и само изображение не редко "выплескивалось" на него. Затем границы между картиной и рамой стали сознаваться все определеннее. Все же как некая память о предшествующих веках у рамы сохранился ее золотой цвет. Когда из живописи исчез золотой фон, обозначавший мир божественного, позолоченность рамы стала восприниматься условно, иными словами - как необходимый атрибут обрамления, помогавший выделять в помещении картину, привлекать к ней взор. Традиция золочения рам сохранялась долго; она жива и по настоящее время, хотя уже полностью забыта причина ее возникновения.
Когда рама наконец-то приобрела известную самостоятельность, стали складываться особые, ей присущие формы. В пору Ренессанса особенно распространился тип рамы, составленной из архитектурных элементов: капителей, пилястр, полуколонн, карнизов, консолей. Подобная рама сильно напоминала обрамление дворцовых оконных проемов. И если вспомнить, что в то время господствовало представление о живописи как о взгляде в мир через окно, то станет понятно, что рама своими формами весьма ясно намекала на бытовавшее представление и отвечала ему. Эти пышные, торжественные рамы изготовлялись по рисункам художников в специальных мастерских или же помощниками художника, работавшими в его мастерской. Можно представить, как великолепно стиль таких рам согласовывался с архитектурным декором стен, на которых развешивались картины.
Другой тип рамы, получивший тогда же известное распространение, напоминал оправу зеркал. В эпоху Возрождения живопись постоянно сравнивали с зеркалом, в котором отражается действительность, и рама, созданная наподобие орнаментальной оправы зеркала, еще сильнее подчеркивала такое сравнение. Эта рама могла изготавливаться не только из деревянных реек и гипса, но и из драгоценных материалов, включая серебро, слоновую кость, перламутр и т.п.

Барокко и Рококо

С развитием перспективных способов изображения, когда все возрастал эффект правдоподобности в передаче мира красками, у рамы появились сложные и тонкие профилировки - как бы целый ряд небольших ступенек, нисходящих к самому изображению. Понятно, что они помогали глазу зрителя погружаться в мир изображенного, усиливали впечатление глубины, перспективы. Этот прием особенно искусно использовали в голландском искусстве XVII века, когда предпочтение отдавали темного цвета рамам со множеством дробных профилировок.
В том же XVII веке - в искусстве барокко, когда, несомненно, усилилось зрелищное, можно сказать, театрализованное восприятие живописи, рама, в которой своеобразно отразился этот процесс, приобрела богатые скульптурные украшения. На ней изображались лепные и резные гирлянды цветов, различные плоды, раковины, фигурки пути.
В стиле рококо, где особенно ценилась декоративность общего ансамбля, включая и представленную в нем живопись, рамы стали окрашивать в разные тона, соответственно колориту убранства помещения, где находились полотна. Кроме того, сами очертания рамы весьма усложнялись. Допускалось даже, чтобы отдельные элементы резьбы заслоняли поверхность живописи. Рама стала больше принадлежностью окружения интерьера, чем обрамлением самой картины.

Рамы в эпоху импрессионистов

Новые существенные изменения в развитие рамы принес XIX век. Начавшееся увеличение выставочной деятельности привело к тому, что рамы стали богато и сложно оформляться. Так они словно бы преднамеренно привлекали к себе внимание зрителя, выделяя определенные произведения из многих других. Небольшие же холсты так называемого кабинетного формата, предназначенные для комнат любителя искусств со средним достатком, оформлялись в том же стиле, что и вся мебель тех лет (рамы и делались в мебельных мастерских). Чтобы защитить поверхность живописи от повреждений, ее стали застеклять.
Многие художники и теоретики искусства разных стран начали в ту пору рассматривать рамы важнейшей частью в создании картины, даже в качестве предмета самого искусства. О рамах как существенной составляющей живописной композиции говорили Э. Делакруа и Э. Мане. Теоретик Г. Земпер полагал, что "рама - важнейшая форма искусства". Интересно, что образ рамы вошел в эти годы в литературу. Его стали использовать писатели, поэты. В романах Бальзака часто встречается мысль, что место, где разворачивается описываемое событие, видится писателю "как в раме".
Тем не менее со временем уже не всех художников удовлетворял старый тип рамы, особенно цвет - темный, безжизненный. Потому импрессионисты стали окрашивать рамы в светлые желтые, фиолетовые и розовые тона, гармонирующие с их светоносной живописью. Последователь импрессионистов Ж. Сера даже рисовал рамы - синие бордюры - прямо на холсте.
Современный багет

Современный багет и его отличительные особенности

Развитие и становление багетных рам проходило очень не просто, но всегда отвечало той или иной эпохе. Были и ренессансные и барочные рамы. Были времена, когда рамы вообще отсутствовали. Сегодня мы видим совершенно другие багеты.
Мир не стоит на месте. Для интерьеров XXI века характерен минимализм, простота, легкость, но в тоже время обязательно присутствие изящной, утонченной составляющей Пышные барочные рамы или тяжелые классические обрамления уже не вписываются в интерьеры современного человека. На смену им приходят рамы лаконичных форм, гладкие и обтекаемые. Цветовые решения таких рам могут быть самые разные: от спокойных светлых оттенков до насыщенных ярких тонов. Современные коллекции багета отличает и покрытие: лакированное, глазированное, с блеском или, наоборот, абсолютно матовое. Рисунок или орнамент также могут присутствовать на багетных рейках нового поколения. Он может имитировать волны, растительные орнаменты, складки, кожу, вельвет.
Современный багет можно разделить на группы. Первая группа сочетает в себе светлые холодные оттенки, нередко присутствует натуральный тон. Форма профиля простая, без лишнего декора. Ко второй группе можно отнести так называемый профиль «СЫР». Для него характерны светлые почти белые оттенки. Цвета могут быть пастельные: светло-серые, светло- голубые, светло-бежевые и т.д. Может присутствовать серебро, но оно проступает нечеткими фрагментами сквозь основное покрытие, не является основным тоном. «Сыр» - потому что багет имеет дырки, похожие на дырки в сыре. Следующая группа имеет название «Северный стиль». Его отличительными особенностями является лаконичная форма профиля, могут быть чуть сглажены углы. Цветовая палитра: от светло-белого до серого оттенков с легкой потертостью, с проступающими серебряными полосками, с эффектом легкого, деликатного старения. Завершает список группа багета с металлическими эффектами. Багет в данной группе идеален для оформления зеркал и арт-постеров. Покрытие имитирует алюминий и зеркало.
Современный багет
В современных багетных рамах уже не будут смотреться классические пейзажи или реалистичные натюрморты. Для них подойдут постеры с фантазийными сюжетами, яркие абстракции, урбанистические фотографии. Центром интерьера может стать зеркало, оформленное в такую раму или плазменная панель.
Ведущие мировые производители регулярно создают новые коллекции багета, которые отвечают современным тенденциям моды. Наша багетная мастерская следит за всеми изменениями и предлагает своим клиентам только лучшие багеты. Мы готовы предложить Вам изготовление багетных рам, широкий выбор багета для современного, модного и интересного интерьера.

Наверх